Автор: Александр Литой

Источник: www.chaskor.ru , 6 февраля 2009 года

О том, что влечет российских врачей на Запад и чем наша медицина отличается от американской, «ЧасКору» рассказал психиатр Марк Лейнгольд, несколько лет назад переехавший из Москвы в Нью-Йорк.

«В США я приехал в 53 года, без нормального знания языка, и начал, так сказать, с самой bottom line, с низов, — помогал с уборкой в госпитале. В Америке, чтобы работать врачом, нужно сдать сложнейший шестичасовой тест по английскому, физиологии, анатомии. А потом еще 2—3 года резидентуры, в которую неохотно берут людей, не получивших образования в США. Тем не менее многие наши соотечественники всё это проходят — наши иммигранты очень упорны и вообще считаются одними из самых успешных за всю историю переселенческих потоков в Соединенные Штаты.

Я же понял, что в моем возрасте пройти такую серьезную переподготовку нереально, и пошел другим путем. У нас я работал психиатром, а в США стал психотерапевтом. Психотерапевт у американцев считается не врачом, а социальным работником. Ну а по сути, я делаю то же самое, что и раньше. Только лекарства не имею права выписывать. Компания, в которой я работаю, заинтересована в психотерапевте для русскоязычных иммигрантов. Она оплатила мне образование в очень престижном New York University. И я получил лицензию, позволяющую иметь частную практику, которая, что важно, оплачивается страховками клиентов.

 

А вот мои дети уже стали в США врачами. Медицинское образование в США сильно отличается от нашего. Школа в Америке явно хуже российской, а вот колледжи и университеты, наоборот, строже и продуктивней. В первые два года колледжа учащийся не выбирает четкую профессиональную ориентацию. В оставшиеся два года будущего доктора ждет курс предмедицинского обучения. Конкуренция там очень высокая, всё оценивается строгими компьютерными тестами. Нужно освоить невероятный объем знаний. И это только начало пути. Далее четыре года собственно медицинского образования. Обучение врачей сравнивают с подготовкой летчиков и космонавтов. Учиться очень сложно, зато диплом врача необычайно престижен.

Получив его, можно работать family doctor — что-то вроде нашего участкового врача. Он зарабатывает 120—150 тыс. долларов в год, и для американской медицины это считается самым низшим уровнем. Так что большинство выпускников идут в резидентуру — это еще два года учебы. А если хочешь стать хирургом — четыре года. Потом еще два года аналога нашей докторантуры…

Совмещать медицинскую работу и учебу нереально, потому что если работаешь, то по полной, и то же самое — если учишься. На медицинское образование люди берут кредиты от 150 до 400 тыс. долларов, которые потом отдают иногда 15—20 лет.

Сколько зарабатывают врачи в Америке? Вопрос сложный. Имея очень узкую специализацию вроде «глазной хирург, специалист по сетчатке глаза», за операцию можно получать по 70—120 тыс. долларов. Кстати, именно хирург считается самой престижной медицинской профессией. Он может зарабатывать по 3—5 млн долларов в год, а, например, офтальмолог — по 1,5—2 млн.

Но эти деньги платятся не просто так. Нагрузка на врачей огромная. Никаких с 9 до 17 пять дней в неделю. В Америке вообще очень жесткая трудовая этика, касается она и врачей: работают они по 10—12 часов шесть дней в неделю. К больному врача могут вызвать в любой момент, в том числе и ночью. Американский хирург может делать по 3—5 операций в день, тогда как в России он столько делает в неделю.

К главным плюсам американского здравоохранения я бы отнес хорошее оборудование больниц, разнообразную систему анализов, большой ассортимент лекарств, удобные варианты страховокНедостатком я бы назвал небольшое количество врачей в клиниках. Поэтому доктора больным уделяют меньше внимания, чем в России. В гораздо большей степени ими занимаются медсестры и медбратья. Это, кстати, тоже престижные, хорошо оплачиваемые в США профессии. Их карьерный потолок — директор клиники. В Америке медицину сравнивают с армией: там тоже немного офицеров, зато сержантскому составу отведена большая роль»