#challenge_50и1 «Когнитивное искажение» Канеман Д., Тверски А. Инструмент #41…46.

«Когнитивное искажение» Канеман Д., Тверски А.

Когнитивное искажение – систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями,  и предубеждениями и стереотипами, , сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга. 

Понятие «когнитивное искажение» было введено Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в 1972 году. Тверски, Канеман и их коллеги продемонстрировали несколько воспроизводимых паттернов поведения, в которых принятие решений людьми отличалось от теории рационального поведения. Говоря проще, во многих  (а по мнению Канемана & Со в подавляющем большинстве) случаях люди принимают иррациональные эмоциональные решения вместо рациональных логически понятных.

Только в идеальном мире все наши мысли рациональны, логичны и непредвзяты. Но идеальный мир – это «шарообразный конь в вакууме» – вещь, существующая только в теории. В действительности большинство из нас верит в то, во что хочет верить.

Четыре кластера

Когнитивные искажения описаны во многих источниках от 5 наиболее популярных до нескольких десятков и даже сотни. В источнике, которым пользуемся мы, описаны 183 когнитивных искажения. Они сгруппированы в четыре кластера-проблемы:

1. Человек не выносит информационной перегрузки.  Поэтому он использует информационные фильтры – быстро, почти без усилий решая, какие из немногих вещей действительно важны, а также стремительно припоминая их при необходимости.

2. Недостаток смысла путает нас. Поэтому мы стремимся заполнять пробелы и сопоставлять все это с существующими у нас ментальными моделями.

3. Необходимо действовать быстро, чтобы не потерять свой шанс в жизни, поэтому мы спешим с выводами. Мозг принимает решения за доли секунды, поскольку это влияет на наши шансы на выживание, безопасность или успех, и, кроме того, дает нам уверенность в том, что мы можем чего-то добиться.

4. Мы пытаемся запомнить важные детали. Для максимальной эффективности наш мозг должен запоминать самую важную и полезную информацию и передавать сообщения другим системам, позволяя им тем самым адаптироваться и становиться со временем лучше.

Когнитивное искажение: шесть барьеров восприятия

При разработке тренинга «Системное мышление и принятие решений» мы натолкнулись на интересную историю про американскую программу «Sirius», которая поставила цель обучить военных аналитиков избегать когнитивных предубеждений в процессе размышлений над проблемами.  Была нанята компания-разработчик и группа ученых из американских университетов. В результате четырехлетних исследований и $8,7 млн. инвестиций, команда выявила шесть основных когнитивных искажений при принятии решений. На базе этих исследований они разработали игру «CYCLES», которая учит игроков  лучше на 65% распознавать заблуждения мозга и выдавать более качественные решения. В нашем тренинге мы также рассматриваем эти искажения:

#41. «Предвзятость подтверждения» (Confirmation Bias)

Тенденция искать, отдавать предпочтение  или запоминать такую информацию, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой, но пропускает всю противоположную, негативную для его оценки информацию. Связанные эффекты:

  • поляризации взглядов, несмотря на то что у сторон одни и те же свидетельства
  • стойкости убеждения даже тогда, когда есть доказательства обратного
  • предпочтение информации, полученной первой
  • видеть взаимосвязь между двумя явлениями там, где её нет.

Такое случается во всех областях жизни, начиная от отношения, когда партнеры, увлекшись друг другом видят только положительные черты, заканчивая спорами на трудные темы, не имеющие однозначного ответа, когда люди просто не принимают чужую точку зрения.

#42. «Репрезентативность» (Representativeness Bias)

Проявляется как вера в то, что прошлое всегда повторяется и восприятие новой информации в рамках прошлого опыта или категорий. При этом предыдущий опыт или категории могут быть ошибочными, что приводит к сохранению ошибочного суждения несмотря на новую информацию.

#43. «Фундаментальная ошибка атрибуции» (Fundamental Attribution Error)

Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционно, а неудачи — ситуационно.  Для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот. Например, чужое опоздание часто объясняют непунктуальностью, несобранностью опоздавшего. А собственное опоздание — пробками или тем, что «вчера спать лёг поздно». Успех другого – «ему пришлось приложить немыслимые усилия и просто повезло». Свой успех – результат моих исключительных качеств

#44. «Ошибка проекции» (Projection Bias)

Склонность бессознательно предполагать, что у других людей — такие же мысли, ценности и позиции, что и у тебя. И думать, что в будущем они у тебя не изменятся

#45. «Эффект слепого пятна» (Bias Blind Spot)

Неспособность признавать, что у вас есть когнитивные искажения, — это тоже когнитивное искажение. Люди чаще замечают ошибочное поведение и движущие мотивы у других, чем у себя.

#46. «Эффект якорения» (Anchoring And Adjustment Bias)

Эффект якоря, или эффект привязки, — это склонность сильно переоценивать первое впечатление (якорную информацию) во время принятия решения. Это ярко проявляется при оценке числовых значений: оценка склоняется в сторону начального приближения. Проще говоря, мы всегда думаем относительно чего-то, а не объективно.

Люди часто оценивают что-то, исходя из первоначальной величины. Первое решение не всегда лучшее, но наш ум цепляется за начальную информацию, которая буквально завладевает нами.  В переговорах о размере зарплаты тот, кто предложит первым, задаёт ряд вероятностей в уме другого человека.

Когнитивные искажения находят отражение не только при решении нестандартных задач, но и в маркетинге и переговорах. Например, «эффект якорения» используется при распродажах. Магазины размещают на ценниках завышенную стоимость товара и делают на нее «как бы скидку». Вы видите вещь, которая раньше стоила 100 рублей, а сейчас стоит 50. Неважно, что 50 рублей — это завышенная цена. Вы сравниваете её с первоначальной ценой в 100 рублей. И чем больше составляет разница с первоначальной стоимостью, тем выгоднее кажется нам покупка.  И тем большую ценность приобретает данный товар. Привет «черной пятнице»

Обсуждаем в группе «Твой тренинг. После работы» https://www.facebook.com/groups/utraining.ru
Материал опубликован в рамках #challenge_50и1 #Когнитивныеискажения #ГТО_для_консультанта#знатьиделать#бизнестренер#бизнестренинг#бизнестренинги