Диффузия инноваций Э. Роджерс

#challenge_50и1 «Диффузия инноваций» Э. Роджерс. Инструмент #21.

«Диффузия инноваций» стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Концепция  была сформулирована Эвереттом Роджерсом в 1962 году в книге с аналогичным названием «Диффузия инноваций». Исследователь интересовался, как нововведения в сельском хозяйстве распространяются по фермам. Он заметил: в то время как некоторые люди сразу же начинали использовать новые семена или модернизированное оснащение, другие сопротивлялись замене старых и менее эффективных методов.

Т.о. Роджерс синтезировал более чем 508 исследований и создал теорию внедрения инноваций среди отдельных лиц и организаций.  Ее ключевые понятия включают в себя:

  • Инновации – идеи, процессы и технологии, которые пользователи считают новыми (см. матрицу И. Ансоффа «Товар/рынок»)
  • Пользователи – те, кто принимают инновацию. Они делятся на пять типов по скорости принятия/вовлечения в потребление инновации
  • Критическая масса – точка, когда людей, принявших инновацию, хватает для ее самодостаточности.
  • Процесс принятия – пятиступенчатый процесс (по мнению Роджерса), ведущий к принятию/непринятию продукта или идеи.
  • Дополнительные ключевые факторы – это связь (коммуникация), время и социальные системы.

Этапы принятия инноваций

Роджерс выделил пять основных шагов:

Осведомленность. Первый шаг заключается в том, чтобы потенциальный пользователь узнал о существовании инновации. Собственно, это формулирует цели маркетинговой кампании – повысить уровень активной известности вашего товара/услуги.

Убеждение. Рекламное сообщение должно демонстрировать выгоды от использования продукта и ключевое отличие от предыдущих, привычных решений.

Решение. На этом этапе необходимо вовлечь пользователя в потребление.

Реализация. Подразумевает регулярное/повторное использование вашей инновации.

Подтверждение. Число пользователей, которые решат дальше использовать ваш продукт, определит диффузию инновации. Важнейшим шагом этого этапа является получение и распространение положительных рекомендаций.

«Диффузия инноваций» в практике

Скажу честно, использовал теорию «Диффузия инноваций» на протяжении 20 лет, даже не зная имени автора. Теперь знаю. Но модель  прекрасна, даже без ссылки на Роджерса. И для маркетинговых кампаний в целом и для PR-проектов в частности. Помню, как в Казахстане, в роли директора по стратегическому развитию, рассчитывал потенциальный объем потребления макаронных изделий.  Вместе с аналитиком решали, в какой период сможем выйти на 100 %-ную загрузку производства. С учетом того, что в те годы казахстанцы не слишком сильно были погружены в потребление макарон. Потому в качестве одной из моделей расчета использовали концепцию «Диффузия инноваций». Получались очень интересные цифры. Как оказалось впоследствии, очень даже близкие к реальности. Понимая, с каким типом пользователя из пяти групп мы работаем, также было легко сформулировать семантическое ядро рекламной кампании.

Интересно, а учитывают ли тренеры в своей работе тип участника по модели Роджерса? Ведь тренинг это тоже своего рода инновация. Как минимум в части формирования нового поведения. А среди участников есть и «пионеры», и «консерваторы».

Обсуждаем в группе «Твой тренинг. После работы» https://www.facebook.com/groups/utraining.ru
Материал опубликован в рамках #challenge_50и1 #Управлениеизменениями #ГТО_для_консультанта #знатьиделать #бизнестренер #бизнестренинг #бизнестренинги