Окно дискурса Д. Овертона

#challenge_50и1 «Окно дискурса» Д. Овертона. Инструмент #22
Концепция «Окна дискурса» была предложена Джозефом Овертоном в середине 1990-х годов как удобная модель для оценки суждений по степени их приемлемости для открытого политического обсуждения с точки зрения общественной морали. Уф-ффф. Как все сложно. Если проще, то смысл концепции «Окна дискурса» заключается в технологии перевода любой темы от запретной в обществе к норме.

«Окна дискурса» основываются на базовых потребностях человека, которые в пирамиде Маслоу занимают места со 2 по 4 ступень:

  1. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  2. Потребность в принадлежности и любви.
  3. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание

Основные рычаги давления:

  • Толерантность (уже всепроникающая, а кто не толерантен, то …)
  • Эвфемизм (как в анекдоте «слова нет, а жо…а есть»)
  • Принадлежность к группе (большинство ведь не может ошибаться)
  • Авторитет (авторитет тоже не ошибается)
  • Законно – значит правильно

Что применимо в политике, маркетинге, PR. Чаще всего в статьях про «Окна Овертона» используются примеры про каннибализм или гомосексуализм. Ну, до первого в реальности еще не добрались. А вот второе успешно прошло практически все окна.
Мне лично нравятся примеры выхода транснациональных компаний на рынки Японии и Китая с пивом и молочными продуктами соответственно. При этом культуры потребления этих продуктов не было ни в Японии, ни в Китае. Не знаю, осознанно ли корпорации применяли эту технологию, но по описаниям очень похоже.

Как пишут в некоторых источниках об Овертоне, он особо и не сформулировал концепцию собственного имени. Она названа в честь него «Окна Овертона» , после того как он разбился на самолете. И собственно окончательно теорию «Окна дискурса» оформил политик Джошуа Тревиньо, предложив в 2006 году 6-ступенчатую оценочную шкалу для классификации идей по степени их допустимости в открытом обсуждении.
При этом считается, что сама концепция «Окна дискурса» остается умозрительной конструкцией, так как неизвестны никакие исследования или эксперименты, которые позволили бы соотнести её с реальностью. И популярность концепция получила после выхода книги и сериала «Окна Овертона».
И вроде бы да. Но нет. То ли нас сознательно отвлекают. То ли еще что-то. Но как была проведена пенсионная реформа. Оцените красоту игры. Пальчики оближешь, какие технологии.

Что же до личной практики, то не скажу, что осознанно использовал «Окна дискурса» на макро-проектах в национальном масштабе. Хотя элементы были. Но при внедрении внутренних изменений это must have. Особенно при внедрении униформы и стандартов обслуживания клиентов. Вот уж где мне попили крови сотрудники сбытовых подразделений. Но наше дело было правое. Поэтому верное. Или наоборот. Что тоже правильно.

Обсуждаем в группе «Твой тренинг. После работы» https://www.facebook.com/groups/utraining.ru
Материал опубликован в рамках #challenge_50и1 #Обучениеперсонала #ГТО_для_консультанта#знатьиделать#бизнестренер#бизнестренинг#бизнестренинги