Что такое стратегическая сессия? Кто-то может впервые решил разработать стратегию в формате с стратегической сессии. Для кого-то это достаточно привычное мероприятие. В любом случае всегда есть нюансы, способные как повысить эффективность решений. Так и наоборот, свести на нет усилия ТОП-команды. Мы предлагаем авторскую методику алгоритма «Пять шагов разработки и реализации стратегической сессии».
После проведения нескольких десятков стратегических сессий мы накопили серьезный опыт удачных решений, ошибок и life-hack, которыми готовы поделиться. В ролике обсуждаем первый шаг разработки стратегической сессии – «Определение целей». Несмотря на кажущуюся простоту этого этапа, нам есть, чем вас удивить.
Стратегическая сессия – групповая работа, направленная на совместную разработку значимых решений Компании, с участием ключевых сотрудников и руководства.
Ведущий, проводящий стратегическую сессию, выступает в качестве модератора / фасилитатора. Модерация проводится по спланированному алгоритму, часто с пониманием конечного результата. Фасилитация больше связана с импровизацией, в ответ на меняющиеся обстоятельства диалога. Цель – помочь группе прийти к формулированию и согласованию стратегических целей. И/или разработке пониманию дальнейших действий, необходимых для достижения этих целей. Оба подхода требуют высокой квалификации ведущего и практического опыта работы на стратегическом уровне, поскольку от него зависит качество полученных результатов.
В качестве ведущего более целесообразно приглашать стороннего консультанта. Во-первых, внештатный консультант обладает необходимой независимостью суждений и отстранен от внутрикорпоративной системы взаимоотношений. Именно поэтому, ему легче сохранять объективность. Во-вторых, кривая опыта у внешнего ведущего гораздо выше, чем у внутреннего сотрудника, проводящего стратсессии в лучшем случае два раза в год. И он избегает ошибок неопытного модератора.
Основной инструмент стратегической сессии – групповое осуждение и принятие решений. Т.е. дискуссия и мозговой штурм. Модератор создает такие условия, при которых группа располагается к взаимодействию друг с другом. Сотрудники спокойно выражают свое мнение руководству, а начальники пытаются услышать своих подчиненных. Благодаря диалогу и удается достичь поставленных целей.
Стратегическая сессия: пять шагов разработки и проведения
Мы предлагаем авторскую методику, которая включает пять шагов разработки и проведения стратегической сессии:
- Пред-диагностика: профиль целей стратегической сессии
- Разработка и согласование архитектуры сессии
- Матрица ответственности за ключевые процессы в проекте
- Модерация/фасилитация работы группы
- Обратная связь Заказчику
Скачайте подробный чек-лист для стратегической сессии
Стратегическая сессия может быть разделена на три этапа:
Разработка функциональных стратегий
- устранение узко-функционального взгляда на ситуацию и стратегию подразделения («туннельное мышление»);
- расширение представлений о способах решения проблем (адаптация лучших практик из других отраслей, функционалов … в т.ч. перенос фокуса решения в другую дирекцию);
- управление рисками для смежных подразделений
Интеграция функциональных стратегий
- согласование планов и темпов реализации с учетом возможностей других дирекций (устранение эффектов «бутылочного горлышка»);
- выявление критических разрывов и поиск решений (с последующей доработкой функциональных стратегий);
- формирование у команды управленцев навыков сценарного планирование и управления отклонениями / рисками.
Каскадирование решений на уровень исполнителей
- «погружение» исполнителей в уже принятые решения для снижения сопротивления;
- выявление отклонений и коррекция стратегии с учетом готовности подразделений к реализации стратегии;
- повышение способности исполнительного звена управлять рисками и отклонениями.
Стратегическая сессия. Зачем нужны консультанты?
Формулировка стратегии в сжатые сроки
- сокращение сроков работ за счет опыта организации и шаблонов проведения
- возможно эффективное каскадирование на большее количество сотрудников
- контроль времени
Усиление функциональных и корпоративных стратегий
- устранение личных конфликтов и противоречий функциональных интересов, непредвзятость и арбитраж в сложных случаях
- позиционирования целей / стратегии Компании относительно других Участников рынка, отрасли, экономики страны и мира (определение степени амбициозности / нормы).
- рекомендации по лучшим практикам для изучения и внедрения в Компанию
Модерация группового обсуждения по согласованной повестке
- обеспечение единого видения ситуации, компромисс конфликтных точек зрения
- углубление понимания и изменение формулировок, расширение представлений о возможных решениях
- управление динамикой, глубиной обсуждения и конфликтом в ходе стратегической сессии
- отсутствие потерь информации за счет фиксации ключевых идей и формулировок
Экспертная обратная связь
- Участникам по инструментам стратегического анализа / качеству данных и решений
- Заказчику по вовлеченности персонала в стратегию / выявление скрытых конфликтов и лидеров мнений, узурпирующих решения
Стратегическая сессия. Технология подготовки и проведения
Структурный анализ
- Консультанты должен владеть инструментами разработки, как общей стратегии Компании, так и отдельных функциональных дирекций.
- На этапе подготовки к стратегической сессии Участники разрабатывают стратегии подразделений. Консультанты их изучают и дают персональную обратную связь каждому функциональному руководителю (устранение «слабого звена»).
- Форматы внедрения новых инструментов структурного анализа:
- тренинг для группы управленцев по общим для всех инструментам анализа.
- персональная консультация по инструменту, применяемому в локальной функциональной стратегии.
- рекомендации по самостоятельному изучению.
Определение границ стратегической сессии
- Консультанты должны хорошо знать Компанию / рынок / отрасль / экономику (в зависимости от масштаба задач).
- На этапе подготовке и в повестке стратегической сессии вводится блок «анализ трендов отрасли / технологии» для выявления возможностей и угроз Компании в средне-срочной перспективе.
- Решения оформляются на уровнях:
- «стратегический»: доля перспективного бизнеса в Компании через 3 года / управление стартапами в Компании.
- «тактический»: проектные группы по изучению / проектные группы по внедрению.
- «персональный»: индивидуальный план развития руководителя / обновление топ-команды.
Стратегическая сессия. Организация процесса обсуждения
Аналитика и экспертиза рынка — на команде Заказчика. Цикл решения:
- Первый этап: уйти от банальных и быстрых решений и упрощения ситуации — увидеть ценность усилий на обсуждение ситуации с разных точек зрения,
- Второй этап: преодолеть барьеры коммуникаций и доверия, услышать разные мнения, способствовать креативности;
- Третий этап: сокращение количества вариантов для выработки решения, управление конфликтами и контроль времени.
- Четвертый этап: формулировка решений и ответственности.
Если Вас заинтересовала эта тема и у вас есть вопросы — оставьте свои контакты и мы обязательно свяжемся с вами!