Что такое стратегическая сессия? Кто-то может впервые решил разработать стратегию  в формате с стратегической сессии. Для кого-то это достаточно привычное мероприятие. В любом случае всегда есть нюансы, способные как повысить эффективность решений.  Так и наоборот, свести на нет усилия ТОП-команды. Мы предлагаем авторскую методику алгоритма «Пять шагов разработки и реализации стратегической сессии».

После проведения нескольких десятков стратегических сессий мы накопили серьезный опыт удачных решений,  ошибок и life-hack,  которыми готовы поделиться. В ролике обсуждаем первый шаг  разработки стратегической сессии – «Определение целей». Несмотря на кажущуюся простоту этого этапа, нам есть, чем вас удивить.

Стратегическая сессия – групповая работа, направленная на совместную разработку значимых решений Компании, с участием ключевых сотрудников и руководства.

Ведущий, проводящий стратегическую сессию, выступает в качестве модератора / фасилитатора. Модерация проводится по спланированному алгоритму, часто с пониманием конечного результата. Фасилитация больше связана с импровизацией, в ответ на меняющиеся обстоятельства диалога. Цель – помочь  группе прийти к формулированию и согласованию стратегических целей. И/или разработке  пониманию дальнейших действий, необходимых для достижения этих целей. Оба подхода требуют высокой квалификации ведущего и практического опыта работы на стратегическом уровне, поскольку от него зависит качество полученных результатов.

В качестве ведущего более целесообразно приглашать стороннего консультанта. Во-первых,  внештатный консультант обладает необходимой независимостью суждений и отстранен от внутрикорпоративной системы взаимоотношений. Именно поэтому, ему легче сохранять объективность. Во-вторых, кривая опыта у внешнего ведущего гораздо выше, чем у внутреннего сотрудника, проводящего стратсессии в лучшем случае два раза в год. И он избегает ошибок неопытного модератора.

Основной инструмент стратегической сессии – групповое осуждение и принятие решений. Т.е. дискуссия и мозговой штурм. Модератор создает такие условия, при которых группа располагается к взаимодействию друг с другом. Сотрудники спокойно выражают свое мнение руководству, а начальники пытаются услышать своих подчиненных. Благодаря диалогу и удается достичь поставленных целей.

Стратегическая сессия: пять шагов разработки и проведения

Мы предлагаем авторскую методику, которая включает пять шагов разработки и проведения стратегической  сессии:

  1. Пред-диагностика: профиль целей стратегической сессии
  2. Разработка и согласование архитектуры сессии
  3. Матрица ответственности за ключевые процессы в проекте
  4. Модерация/фасилитация работы группы
  5. Обратная связь Заказчику

Скачайте подробный чек-лист для стратегической сессии

Стратегическая сессия может быть разделена на три этапа:

Разработка функциональных стратегий

  • устранение узко-функционального взгляда  на ситуацию и стратегию подразделения («туннельное мышление»);
  • расширение представлений о способах решения проблем (адаптация лучших практик из других отраслей, функционалов … в т.ч. перенос фокуса решения в другую дирекцию);
  • управление рисками для смежных подразделений

Интеграция  функциональных стратегий

  • согласование планов и темпов реализации с учетом возможностей других дирекций (устранение эффектов «бутылочного горлышка»);
  • выявление критических разрывов и поиск решений (с последующей доработкой функциональных стратегий);
  • формирование у команды управленцев навыков сценарного планирование и управления отклонениями / рисками.

Каскадирование решений на уровень исполнителей

  • «погружение» исполнителей в уже принятые решения для снижения сопротивления;
  • выявление отклонений и коррекция стратегии с учетом готовности подразделений к реализации стратегии;
  • повышение способности исполнительного звена управлять рисками и отклонениями.

Стратегическая сессия. Зачем нужны консультанты?

Формулировка стратегии в сжатые сроки

  • сокращение сроков работ за счет опыта организации и шаблонов проведения
  • возможно эффективное каскадирование на большее количество сотрудников
  • контроль времени

Усиление функциональных и корпоративных стратегий

  • устранение личных  конфликтов и противоречий функциональных интересов, непредвзятость и арбитраж в сложных случаях
  • позиционирования целей / стратегии Компании относительно других Участников рынка, отрасли, экономики страны и мира (определение степени амбициозности / нормы).
  • рекомендации по лучшим практикам для изучения и внедрения в Компанию

Модерация группового обсуждения по согласованной повестке

  • обеспечение единого видения ситуации, компромисс конфликтных точек зрения
  • углубление понимания и изменение формулировок, расширение представлений о возможных решениях
  • управление динамикой, глубиной обсуждения и конфликтом в ходе стратегической сессии
  • отсутствие потерь информации за счет фиксации ключевых идей и формулировок

Экспертная обратная связь

  • Участникам по инструментам стратегического анализа / качеству данных и решений
  • Заказчику по вовлеченности персонала в стратегию / выявление скрытых конфликтов и лидеров мнений, узурпирующих решения

Стратегическая сессия. Технология подготовки и проведения

Структурный анализ

  1. Консультанты должен владеть инструментами разработки, как общей стратегии Компании, так и отдельных функциональных дирекций.
  2. На этапе подготовки к стратегической сессии Участники разрабатывают стратегии подразделений. Консультанты их изучают и дают персональную обратную связь каждому функциональному руководителю (устранение «слабого звена»).
  3. Форматы внедрения новых инструментов структурного анализа:
    • тренинг для группы управленцев по общим для всех инструментам анализа.
    • персональная консультация по инструменту, применяемому в локальной функциональной стратегии.
    • рекомендации по самостоятельному изучению.

Определение границ стратегической сессии

  1. Консультанты должны хорошо знать Компанию / рынок / отрасль / экономику (в зависимости от масштаба задач).
  2. На этапе подготовке и в повестке стратегической сессии вводится блок «анализ трендов отрасли / технологии» для выявления возможностей и угроз Компании в средне-срочной перспективе.
  3. Решения оформляются на уровнях:
    • «стратегический»: доля перспективного бизнеса в Компании через 3 года / управление стартапами в Компании.
    • «тактический»: проектные группы по изучению / проектные группы по внедрению.
    • «персональный»: индивидуальный план развития руководителя / обновление топ-команды.

Стратегическая сессия. Организация процесса обсуждения

Аналитика и экспертиза рынка  — на команде Заказчика. Цикл решения:

  1. Первый этап: уйти от банальных и быстрых решений и упрощения ситуации  — увидеть ценность усилий на обсуждение ситуации с разных точек зрения,
  2. Второй этап: преодолеть барьеры коммуникаций и доверия, услышать разные мнения, способствовать креативности;
  3. Третий этап: сокращение количества вариантов для выработки решения, управление конфликтами и контроль времени.
  4. Четвертый этап: формулировка решений и ответственности.

Если Вас заинтересовала эта тема и у вас есть вопросы — оставьте свои контакты и мы обязательно свяжемся с вами!