Метла для планктона
Источник: http://www.potapenko.ru
В активах бизнесмена Дмитрия Потапенко 12 торговых и ресторанных сетей, одна строительная компания и архитектурное бюро.
В мае 2008 года он резко провел масштабную оптимизацию – сократил от 5 до 38% персонала по всем подразделениям, городам и странам, где Потапенко ведет бизнес. При этом предприниматель продолжает осваивать новые направления, делая это с завидной регулярностью.
В 1998 году вы управляли заводом. Каким вы видели ближайшее будущее? О чем говорила интуиция?
В момент, когда я вступил в должность генерального директора завода в подмосковном Подрезково, люди не получали зарплату около шести месяцев. На первом же собрании в цехах я объяснил, какая будет проводиться политика.
Проанализировав ситуацию по всем бизнес-процессам и структуре компании, из 2,5 тысяч мы сократили порядка 500-600 сотрудников. Многих пришлось увольнять лично, тяжелая работа – 44 трудовых дела разбирались в суде. Всех увольняли предельно корректно, с выплатами, положенными по закону. На заводе осталось примерно полторы тысячи человек. Зато они наконец-то стали получать заработную плату.
Сам по себе кризис 1998 года был хорош — произошла серьезная девальвация рубля. Для производства это очень выгодно. Оперативно, в течение четырех месяцев, мы наладили производство самой дешевой и простой древесно-стружечной плиты. Ламинировать плиту перестали, так как на нашем оборудовании получался слишком высокий процент брака. Полуфабрикат заинтересовал заказчиков в Германии и Арабских Эмиратов. Оставалось лишь подписать контракты. Наладилось производство, и хорошо пошел сбыт.
В марте 98-го я написал работу «Стратегические пути развития экономики России на период 1998-2010 года». Так — в порядке бреда, на досуге. Я писал, что страна придет к национализации экономики, к новой экономической политике, построенной на госкорпорациях. Кризис 1998 года системно был псевдокризисом. Сначала все банки заставили активы держать в государственных краткосрочных обязательствах. И даже в законе прописали норму резервирования средств. А потом сказали — а мы не играем, ГКО больше нет. И пошел аккуратный передел.
В 2008 году, когда банки по весне начали поднимать проценты на длинные деньги, сразу стало ясно — будем резать. Никакая не интуиция — конкретный сигнал. Банки подняли процент по инвестиционным деньгам, а это означает, что у них их нет. Надо просто видеть, что солнце встает и заходит. Поэтому не могу сказать, что у меня есть бизнес-интуиция. Это математика. Нынешний кризис рассчитан еще в апреле 2008-го.
Я это называю «подняться над боем». Видеть полную мозаику.
Если это математика, тогда почему она недоступна другим игрокам? Не все же компании сразу пошли на…
…сокращение издержек? Потому что оставалась иллюзия «я большой и страшный». А кто-то посчитал, что может и пронесет.
В моих компаниях последние сокращения закончились в августе, тогда о кризисе еще и речи не было. Своему топ-составу я объявил, что бонусов не будет. Из сотни двое уволились после этого разговора.
Что удержало оставшихся? Ведь рынок в то время еще жировал.
В Москве первая торговая сеть под моим управлением появилась только в апреле. А в регионах все не совсем так. Там я — сеть номер один, номер два, где-то номер три. Куда уходить-то?
Да, я всем срезал бонусы под эту сурдину. Не могу сказать, что это было обосновано как-то – никого не убеждал. У меня свое понимание и видение завтрашнего дня.
Что будет происходить с составом вашей команды и расходами на ее содержание?
Было бы хорошо срезать зарплаты еще на 30%. Инфляция поднимается, поэтому надо резать ФОТ и сокращать людей.
Параллельно увольнениям мы продолжали развивать новые объекты. Точки открывались, и люди туда переводились. К примеру, в магазине работали 36 человек, а стало 22. Но при этом открывалось два магазина в месяц. Сначала изменяются бизнес-процессы, чтобы люди не нужны были, а потом просто перенаправляешь их в другой магазин. Уходит тот, кому далеко ехать на новое рабочее место, или кого не устраивает переход из магазина в ресторан.
То есть в результате оптимизации нагрузка на оставшихся сотрудников возрастет?
Изменятся требования. С учетом того, что покупателей и клиентов ресторанов станет меньше. Не будет, к примеру, должности разнорабочего, который занимается уборкой помещений. Все будут делать это самостоятельно.
Наш основной принцип организации работы – все должны побывать на переднем фронте. Раз в квартал по нашим сетям проводится акция — сотрудники офиса идут работать в магазины. Я сам работал там в качестве грузчика. Давным-давно, прежде, чем открывать свои магазины, я два месяца работал нелегалом в магазине Aldi. В прямом смысле, гастарбайтером, по чужим документам. Мы вшестером в две смены обслуживали 600-метровый магазин с ассортиментом в 800 позиций. По моему ритейлу лучший показатель —13 человек на магазин в 250 метров. Я не просто еще не достиг совершенства. Мне есть еще куда расти.
А лучшая точка, это точка ноль, когда вообще никто не будет работать в магазине. Технически это возможно. Недалеко от Дюссельдорфа находится супермаркет Metro Future Store, в нем совсем нет персонала. Там есть робот, он подсказывает.
Каких перемен вы ожидаете на рынке труда?
Если кризис затянется и станет именно кризисом, а не переделом собственности и национализацией – произойдет нормальный скачок. Начнутся массовые увольнения. Офисный планктон за несколько месяцев проживет свои накопления. А потом на рынке появятся нормальные люди. Они вернутся на другие позиции и с другими мозгами.
С персоналом магазинов и ресторанов меньше всего приходится работать мерами принуждения. В этом нет необходимости, они все понимают. И даже хорошо, если ум ограниченный. Поставь меня копать яму, и все — труба. Во-первых, буду копать медленно, во-вторых, быстро сломаюсь. А на стройках узбеки копают ямы — и не думают, сколько у них ученых степеней. Никакого чувства значимости и других наводок. Преумножающий знания преумножает печали.
Банкам дадут деньги, и они будут более взвешенно относиться к заемщикам. Большая часть нынешнего бизнеса неэффективна. Я сейчас делают аудит по многим сетям на предмет покупки. Около 90% ритейлеров не просто убыточные, а убыточные категорически. Они живут только за счет того, что купили недвижимость и сами себе ее сдают по заниженной стоимости. Поэтому и считают себя в прибыли. Теперь непродуктивные игроки исчезнут с рынка.
В том случае, конечно, если кризис будет развиваться по картинке, как я и ожидаю.