«7 видов потерь» Тайити Оно. Инструмент #39

#challenge_50и1 «7 видов потерь» Тайити Оно. Инструмент #39

«7 видов потерь» (вернее 8, а может даже и 10) — важнейший элемент «Производственной Системы «Toyota» (#TPS), разработчиком которой является Тайити Оно.

Базой концепции #TPS является идея оценки ценности продукта на каждом этапе его создания с точки зрения конечного потребителя. Например, потребителю совершенно не нужно, чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Основной задачей предполагается создание процесса непрерывного выявления и устранения потерь, т.е. любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности (не являются важными) для конечного потребителя.

«7 видов потерь»

В #TPS Тайити Оно использовал несколько терминов, означающих различные типы потерь:

«Муда» – всевозможные затраты, отходы, мусор. Т.е. потери:

  1. Из-за перепроизводства
  2. Времени из-за ожидания
  3. При ненужной транспортировке
  4. За счет лишних этапов обработки
  5. Из-за лишних запасов
  6. Вследствие ненужных перемещений
  7. Выпуска дефектной продукции

Тайити Оно считал перепроизводство основным видом потерь, в результате которых возникают остальные. Джеффри Лайкер, исследователь #TPS, в книге «Дао Тойота» к 7 видам потерь добавил восьмой:

8. Нереализованный творческий потенциал сотрудников

«Мура» – неравномерность. При неравномерном спросе образуются очереди, увеличивается время исполнения. Требуются дополнительные материалы и запасы для выполнения пикового спроса. Работа в авральном режиме, утомляют людей и снижают их эффективность и качество работы.

«Мури» – перегрузка людей или оборудования. Мы заставляем машины или людей работать на пределе возможностей. Перегрузка людей угрожает их безопасности и вызывает проблемы с качеством. Перегрузка оборудования ведет к авариям и дефектам.

Если в процессе присутствует одна или все потери, то процесс неэффективен.

Практика применения

С «Мура» первый раз столкнулся при производстве металло-пластиковых оконных конструкций. Ярко выраженная сезонность строительного рынка (коэффициент скакал от 0,53 в январе до 1,56 в августе) вносила коррективы и в производственный такт. Срок изготовления окон зимой – от 1 дня. Летом – до 3 недель. Как одно из решений – изготовление стандартных конструкций в типовые дома в несезон. С передачей изделий на склады региональных партнеров. Все-равно пустуют. Так они на этом в сезон рынок взрывали. А конкуренты недоумевали: «Как можно конструкцию установить в течение суток?»

Очень нравилось работать с медицинским проявлением «Муда»: потери из-за лишних запасов. Старшие медсестры отделений очень любят заказывать все впрок. «А вдруг потом не дадут». Даже в небольших клиниках склад был забит медикаментами на 1,5…2 млн. руб. И это при обороте 3…4 млн. руб. Разгружали склады. Финансовая диета, однако

Обсуждаем в группе «Твой тренинг. После работы» https://www.facebook.com/groups/utraining.ru
Материал опубликован в рамках #challenge_50и1 #LSS #ГТО_для_консультанта#знатьиделать#бизнестренер#бизнестренинг#бизнестренинги