Бесспорным является утверждение о том, что квалификация и профессиональная подготовка сотрудников, являются одними из основных составляющих эффективного функционирования всей компании.

Нередко мы слышим фразы «немецкое качество», «японские технологии», «европейская сборка», «сделано в США» и т.д. При этом, мы проникаемся доверием к товару и тот мгновенно получает от нас значительный кредит доверия. Данный факт имеет место по причине нашей уверенности в безупречной подготовке зарубежных специалистов (в основном из развитых стран). Наши товары и услуги, к сожалению, пока в редких областях могут выдерживать конкуренцию с их стороны.

Корень данной проблемы кроется не только в мотивации работников, но и в уровне их профессиональной подготовки. Здесь стоит упомянуть о разнице в подходах при обучении российских и западных специалистов.

В России, пытаются подготовить универсальные кадры, вложить в головы обучающихся как можно больше всевозможных знаний. Поэтому, зачастую студенты различных ВУЗов изучают общеобразовательные предметы (например, студенты технических ВУЗов историю и философию, а гуманитарных – химию и высшую математику). Спецпредметы, посвященные выбранной специальности, осваиваются лишь на 4-5 курсах, то есть всего 2 года.

В западной же школе все наоборот. Там готовят специалистов исключительной квалификации, однако, в узкой области. Иными словами, если там человек превосходно научился обращаться со сверлильным станком, фрезерный ему уже никогда не освоить. И здесь доходит до абсурда, когда по опросу американских студентов до 30 % респондентов затрудняются ответить, какую форму имеет Земля, а 10 % считают ее плоской.

И в российской и в западной модели обучения есть свои узкие места.

Образно говоря, российский специалист способен делать практически все, но плохо. Западный же, кроме своей узкой направленности не может быть использован ни в какой области. Зато свою работу он знает и выполняет отлично.

Определить какой подход более эффективен сложно. Скорее всего, это некий симбиоз всеобъемлющего российского и узкопрофильного зарубежного.

Однако, получить два образования (в России и за рубежом), не для всех возможно.

Помогают в поисках выхода из сложившейся ситуации многочисленные семинары, курсы и тренинги, проводимые для специалистов в различных областях. Здесь, разносторонне развитые российские специалисты получают узкоспециализированную информацию и повышают квалификацию. Таким образом, их уровень, достигает, а зачастую и превосходит уровень западных коллег.

Несмотря на огромное количество проводимых тренингов, достаточно сложно подобрать их курс для специалиста в определенной области. На это существует несколько причин.

Во-первых, многие тренинги – это всего лишь желание их организаторов заработать денег и не более того. На таких занятиях вам еще раз перескажут банальные истины учебника, но чего-то нового узнать не удастся.

Во-вторых, тренинги, проводимые для широкого круга участников, не всегда охватывают интересующие именно вас участки знаний и навыков. Обычно, здесь разбираются общие проблемы, но нет углубления в специфику вопросов. Программа изначально подготовлена и вам остается лишь участвовать в ней, но не изменять и корректировать.

В-третьих, большая доля всех тренингов в России проходят в Москве или Санкт-Петербурге. Но если семинар многодневный, а вам требуется, чтобы в нем приняло участие сразу несколько ваших специалистов, то встает участие и о финансовой составляющей данного вопроса.

В-четвертых, приняв участие в тренинге и одномоментно повысив уровень своих знаний, вы прерываете контакт с его ведущими и организаторами, таким образом, возникающие впоследствии вопросы остаются без ответов. А ведь изученные на тренинге схемы используются как раз после. Зачастую этот факт снижает эффективность тренинга на 60-80 %. Очень важно получив материал и начав его использовать устранить возникающие недоработки, а эффективнее и быстрее это можно сделать именно с участием внешнего консультирования лицами, проводившими тренинг.

Есть еще множество ограничений, связанных с повышением уровня знаний и навыков на всевозможных бизнес-классах, семинарах и тренингах.

Однако есть и варианты по преодолению данных ограничений.

Если вы не желаете попасть на тренинг к неквалифицированным организаторам, поинтересуйтесь, проводила ли раньше данная компания подобные мероприятия, есть ли в ней достойные специалисты, которые действительно имеют для вас интерес, кто будет на тренинге в качестве гостей. Немаловажным фактом является род деятельности компании-организатора. Если это просто рекламное агентство, тогда оно не всегда способно организовать эффективный тренинг по теме «Формирование выборки при проведении маркетинговых исследований» и т.д.

Далее, если вам не интересно основную массу времени слушать известные вам вещи, а хочется углубиться в специфический вопрос и получить множество ответов и решений, тогда более эффективно будет заказать подготовку тренинга, чтобы консультанты разработали и провели его на интересующую вас тему. Многие считают, что это дорого, однако выставив техническое задание на его разработку и получив подробную смету убеждаются, что это не так.

Миф по поводу того, что все лучшие тренинги проводятся в Москве, давно уже развенчан множеством примеров неудачных командировок на подобные мероприятия в столицу, а также высочайшим классом проведения их в регионах, в том числе в Самаре.

Есть действительно достойные компании, об этом свидетельствуют как данные тематических исследований, проводившихся консалтинговой компанией «SIMS-group», так и опыт их организатора и участника.

Если вам после проведения тренинга хотелось бы продолжить контактировать с его организатором, получать ценную информацию и эффективные наработки, тогда вам необходимо выбирать профессиональных консультантов, то есть людей, чья работа – быть профессионалом во всех областях. Безусловно и здесь есть специалисты по рекламе, по продажам, по маркетингу, по аналитике и так далее, однако они имеют опыт работы практически во всех областях человеческой деятельности и в этом плане универсальны.

Резюмируя вышеизложенное, можно выделить следующие факты.

В настоящее время, в России в общем и во многих ее регионах, в частности, специалисты имеют возможность расширять область своих знаний и повышать уровень профессиональных навыков, принимая участие в тренингах, бизнес-классах и семинарах. Используя схемы и наработки, предложенные их организаторами, участники получают регулярную поддержку и консультации по всем интересующим вопросам в течение любого периода времени. Тренинги организация может заказывать на любые темы, для любого количества человек и получать качественную и эффективную работу собственных специалистов инвестируя в это незначительные средства.

По мнению многих экспертов, расширение и развитие тренинговой системы образования в России, позволит значительно повысить общий уровень квалификации российских сотрудников и в ближайшем будущем достичь уровня, обеспечивающего их конкурентоспособность не внешнем рынке, в большинстве сфер экономики.