Средний бизнес спасут консультанты

Автор: Андрей Сердечнов, www.rbcdaily.ru

Эффективность большинства российских компаний среднего бизнеса постепенно падает из-за того, что их собственники рассчитывают только на себя.

В России сложилась тенденция к снижению эффективности работы предприятий среднего бизнеса. Основные причины сложившейся ситуации в том, что рынок товаров и услуг, поставляемых предприятиями среднего эшелона, на сегодня уже заполнен, эффективность работы и прибыль компаний падает, но при этом многие из них продолжают развиваться исключительно собственными силами, что в принципе может быть оправданно только для компаний малого бизнеса. В этой ситуации у предприятий среднего бизнеса есть только два пути – либо продолжать в том же духе и постепенно терять рыночные позиции, либо поступить цивилизованно, обратившись к профессиональным консультантам, которые объективно продиагностируют состояние бизнеса и предложат оптимальные пути решения имеющихся проблем.

Эксперты несколько по-разному классифицируют предприятия среднего бизнеса. По мнению одних, это компании с годовым оборотом 10-15 млн долл. и числом сотрудников от нескольких сотен человек. Другие считают, что условная граница между мелким и средним бизнесом все-таки ниже и относят к предприятиям среднего бизнеса компании с оборотом от 3 млн долл. и штатом свыше 60-70 человек. Если брать за точку отсчета эту нижнюю границу, то только в московском регионе насчитывается порядка 30 тыс. подобных компаний. А доля среднего бизнеса в целом по стране (если опять же считать от минимальной границы) – 20-25%.

Исторически сложилось так, что именно средний бизнес сегодня «больше других» нуждается в консалтинговых услугах. «В 90-х годах происходил активный передел собственности и формирование рынка как такового. Образовался ряд крупных компаний-монополистов, которые заняли достаточно серьезную долю рынка, а также ряд компаний меньшего масштаба, которые также пытались вести конкурентную борьбу. Крупные игроки уже в тот период, столкнувшись с жесткой конкуренцией со стороны таких же монополистов, занялись сначала самообразованием в области оптимизации бизнес-процессов, а затем стали прибегать и к помощи профессиональных консультантов. Более мелкий бизнес существовал в то время в достаточно просторном (с точки зрения масштабов самого бизнеса) сегменте, и его интересовали в большей степени вопросы выживания, – комментирует RBC daily ситуацию Дмитрий Топычканов, управляющий Группы консалтинговых компаний PRADO Банкир и Консультант. – Сегодня же мы наблюдаем следующую картину: мелкий и средний бизнес, который развивался в 90-х годах, поднялся на одну ступеньку выше и столкнулся с теми же самыми проблемами и вопросами, которые переживали крупные компании в 90-х годах».

На практике это означает, что в компаниях среднего бизнеса на фоне постепенного снижения эффективности их работы и ухудшения финансового результата сейчас активно набирают обороты процессы формирования и реинжениринга организационной структуры, повально происходит выделение управляющих компаний, разделение профильных и непрофильных активов. «Сегодня рынок практически полностью поделен, в том числе и на уровне среднего бизнеса, участники рынка заполнили весь рыночный объем и «мягко соприкоснулись краями, упершись друг в друга». Этим компаниям уже некуда расти и им надо либо повышать эффективность бизнеса, структурироваться и оптимизировать издержки, либо выходить на какие-то новые рынки и ниши, которых они пока не видят», – отмечает Дмитрий Топычканов. В этих условиях владельцам предприятий среднего бизнеса довольно трудно обойтись без помощи профессиональных консультантов по целому ряду вопросов. «Консалтинговые услуги можно разделить на три основные группы. В первую очередь, это функциональный консалтинг, который включает консультирование по управлению финансами, управлению сбытом и персоналом, логистике и т. д. Вторая ступень – это консалтинговые услуги по выстраиванию системы управления бизнесом (оргструктуры, бизнес-процессы и пр.). Третий, и самый сложный вид услуг – это стратегический консалтинг, который помогает компании решить глобальные вопросы: кем быть, чего она хочет достигнуть в будущем и как этого достигнуть», – комментирует RBC daily ситуацию Константин Овчаренко, директор по управленческому консалтингу компании IBS Retail & Consumer. По его словам, у компаний среднего бизнеса, безусловно, есть потребность в привлечении консультантов. «Спрос на функциональный консалтинг уже вполне сложился, тогда как наиболее активно сейчас развиваются направления стратегического и организационного консалтинга. Отличительная особенность компаний среднего бизнеса заключается в том, что они ожидают от консультантов использования опробованных отраслевых решений и наработанных технологий, позволяющих сократить время и стоимость проекта, тогда как крупный бизнес больше ориентируется на дорогостоящие уникальные консалтинговые решения, разрабатываемые «с нуля»», – говорит Константин Овчаренко.

Если же говорить о конкретных потребностях представителей среднего бизнеса, то, согласно результатам опроса владельцев и топ-менеджеров примерно 1000 компаний, были выявлены 5 самых актуальных направлений, которые в первую очередь волнуют средний бизнес. Первая группа проблем – это повышение эффективности продаж (обучение персонала, поиск дополнительных и более профессиональных сотрудников, организация системы продаж, мотивация и контроль персонала, мероприятия по изучению клиентских предпочтений и укреплению торговой марки). Второе направление – это наведение порядка в организационной структуре компании. Третье – оптимизация издержек (постановка и оптимизация управленческого учета и системы бюджетирования). Четвертое – привлечение финансирования. Пятое направление – это вложение капитала в принципиально иную по отношению к традиционному бизнесу сферу. Мотивы для покупки нового бизнеса могут быть довольно простыми. «Например, компания осуществляет производство винных материалов (в основном это компании юга России, находящиеся в Ставропольском или Краснодарском крае). Для того чтобы снизить стоимость реализации уже готовой продукции в московском регионе, компании имеет смысл приобрести разливочный цех в Московской области. Доставка небутилированной продукции будет осуществляться с юга России в Московскую область в цистернах, соответственно ее себестоимость будет ниже», – отмечает Дмитрий Топычканов.

Сотрудничество с консультантами, помогающими принимать столь ответственные решения, может строиться компаниями среднего эшелона по-разному. «Кто-то обращается в консалтинговую компанию, кто-то нанимает директора по развитию, который, работая в компании на постоянной основе, занимается организацией ее бизнеса. Еще один путь – это нанять на определенный период независимую команду специалистов (например, антикризисную команду). Каждый из перечисленных способов по-своему хорош и выбирается в зависимости от потребностей компании и ее финансовых возможностей», – говорит Константин Овчаренко. Но в любом случае конечный эффект и результат в равной степени зависят как от профессионализма консультанта, так и от высшего руководства предприятия (лиц, действительно принимающих решения). По словам Дмитрия Топычканова, профессиональный консультант постоянно ведет 3-4 аналогичных проекта, добавляя в свою практику все самые современные наработки и методики, и всегда сможет указать на тот формальный и неформальный эффект, который принесут его предложения по оптимизации деятельности компании собственнику бизнеса.

Если решения принимаются руководством компании и опытным консультантом сообща, результаты не заставят себя ждать. «У нас есть хороший пример того, как после работы с консультантами клиент стал работать гораздо эффективнее. Это компания, занимающаяся автомобильным бизнесом, из числа ведущих игроков на рынке. 1,5 года мы занимались оптимизацией ее бизнес-процессов в сфере управления, учета, системы продаж, мотивации и обучения персонала. В процесс нашей работы в течение этого времени были вовлечены практически все менеджеры высшего и среднего звена. Итогом этой совместной деятельности стало увеличение совокупного показателя выручки данной компании на 35%», – говорит г-н Топычканов.

Новости публикуются с разрешения БКГ
www.bkg.ru