Суперфрикономика

Уникально: 4,5   |   Полезно: 3,5   |   Интересно: 5,0

Сразу предупреждаю – «Суперфрикономика» не для средних умов. И искать в ней лайф-хаки или алгоритм простых действий просто бесполезно. Хотя  и прямые инструменты найти в книге тоже можно. «Люди реагируют на стимулирование» — такой фразой экономист Левитт и журналист Дабнер объединили серию книг под общим словом «Фрик». Или «инаковость». В мышлении.

Первая книга «Фрикономика» для моего мозга была как глоток свежего воздуха для утопающего. Оригинальность выбора тем, выявленные взаимосвязи и саркастический стиль изложения. И прочно встала в один ряд с работами Талеба, Ариэли и немного Канемана.

В 2010 году вышла вторая книга «Суперфрикономика», которую я недавно перечитал. С радостью. Чего только стоит мой любимый вопрос: «Что общего у проститутки и Санта Клауса?». Что опаснее доехать менее двух километров в пьяном виде за рулем автомобиля или пройти то же расстояние пешком вдоль дороги? Вы знали, что в фильме «Челюсти» превышен среднегодовой лимит по количеству погибших от нападения акул (5,9 человек)? А слоны более кровожадны этих признанных убийц? От ми-милых слоников гибнет около 200 человек в год. Или, что у хорошего хирурга может быть выше смертность пациентов, чем у посредственного?

Но «Суперфрикономика» понравилась не просто из-за набора интересных фактов. До которых я большой охотник. А из-за выявленных причинно-следственных связей и неординарных выводов.

Сомнительная панацея

Наибольшее впечатление произвела картина Нью-Йорка. Только представьте себе: город «стоит» из-за пробок, всё время дорожающие страховки транспортных средств, регулярные дорожные происшествия, на которые не торопится дорожная полиция. Один смертельный случай с пешеходом в год на 17 000 жителей. А ещё рост цен на топливо. Постоянный шум. Миазмы токсичных выбросов. И многое другое. Единственное решение… автомобиль. Картина выше – описание города в 1900 году. Когда основным транспортным средством была лошадь, а главным источником загрязнения – навоз, заполонивший улицы Нью-Йорка. Кстати, через 100 лет, вероятность погибнуть под колесами автомобиля составила 1 случай на 30 000 жителей.

И сегодня основным загрязнителем атмосферы являются не выхлопы от автомобилей. И даже не выбросы металлургических и химических производств.  А все тот же навоз от милых буренок, хрюшек и прочих овечек. Вернее метан от разложения продуктов жизнедеятельности. С/х животные вырабатывают парниковых газов на 50% больше , чем весь транспорт в мире.

«Суперфрикономика» в действии

Выводов много. Например, всегда есть простое технологическое решение. И дешевле, чем вы думали. Ведь человеческой изобретательности нет предела. Особенно если её правильно простимулировать.

Или что человек с нестандартным мышлением может оказаться прав, несмотря на остракизм большинства. Как Земмельвайс в 1847 году. Который предположил, что многократное превышение уровня младенческой смертности среди докторов-мужчин (против женщин-акушерок) связано не с гендерными особенностями принимающих роды. А с тем, доктора часто проводили вскрытие  кадавров. А руки потом не мыли. Ну не было принято тогда. Вот и заносили трупный яд грудничкам. Но Земмельвайса высмеяли. Потом поместили в психиатрическую лечебницу. В которой он благополучно и скончался в 47 лет. Конечно, потом его выводы подтвердились Пастером. Но человека уже не вернуть. А по американской статистике 2000-ных медперсонал моет руки или дезинфицирует их лишь в половине положенных случаев. А из-за врачебных ошибок умирает от 44 до 90 тыс. пациентов.

В общем, чему учит книга – так это включать голову при принятии решений. И не идти на поводу мнения большинства, которое ошибается (#challenge_50и1, «Социальное доказательство» Р. Чалдини.). Великолепная основа для отработки критического мышления из девяти компетенций #SoftSkills

Общий балл: 4,3. Категорически рекомендую к прочтению для обострения критического мышления.

#ТвойТренинг #ЧитайПолезное