#challenge_50и1 Модель «Конкурирующих ценностей» К. Камерон и Р. Куинн. Инструмент #28.
Одним из критических факторов успеха проекта становится соответствие компании одному из квадрантов модели «Конкурирующих ценностей» Камерона-Куинна. Модель «Конкурирующих ценностей» рекомендуем использовать в рамках анализа корпоративной культуры элементов «7S McKinsey».
«Клан»
Клановая культура присуща либо небольшим фирмам, которые находятся на самых первых этапах своего жизненного цикла. Либо моно-компаниям с одним (реже двумя) собственниками на этапе «давай-давай» Адизеса. Такие компании чаще всего работают в условиях большой неопределенности, что требует большой гибкости в принятии решений. Успех таких организаций зависит в первую очередь от сплоченности коллектива, готовности сотрудников выполнять самые разнообразные задачи для закрепления положения компании на рынке. Но как только компания начинает расширяться, открывать филиалы, и ее состав превышает 200…250 человек, то компания переходит в «Бюрократию». Потому что бюрократия – это плата за масштаб.
«Бюрократия»
В тех организациях, которые работают в достаточно стабильных условиях, а также характеризуются нацеленностью на выполнение в большой степени однообразных задач, требующих интеграции деятельности всех подразделений, существуют условия для возникновения бюрократической культуры. К таким организациям можно отнести многие государственные органы управления, компании, которые имеют постоянных поставщиков и потребителей. Т.е. компании, производственный процесс которых не подвержен неожиданным изменениям в связи с изменениями потребностей рынка или возникновением новых технологий. Но, как только усиливается конкуренция, компании приходится перемещаться в «Рыночную культуру»
«Рынок»
Рыночная культура формируется в тех организациях, которые осуществляют свою деятельность на рынках, характеризующихся достаточной стабильностью спроса и жесткой конкуренцией. Соперничество между компаниями на этих рынках нацелено в первую очередь на увеличение своей рыночной доли. Если потребители начинают повышать требования к поставщикам, вторым приходится или укрупняться или уходить в ниши. Фрагментироваться. Т.е. уходить в «Адхократию» (ad hoc – «сделано для»).
«Адхократия»
Адхократия присуща тем организациям, которые работают в условиях большой неопределенности, деятельность которых связана с инновациями. Чаще всего деятельность таких компаний организована по проектам, каждый из которых является уникальным: IT-компании, дизайнеры, НИИ, консалтинг и пр. Честно говоря, адхократичных организаций не встречал. Ну, кроме как в зеркале. Но это не считается.
По опыту большинство наших клиентов находятся либо в «Клане», либо в «Бюрократии». Поэтому профессиональный менеджмент им не был нужен. Да и от регламентов первые тип компаний бегал как от огня. Но стратегический ландшафт поменялся, а новых навыков не прибавилось. Ведь «я 10-, 15-, 20- лет и безо всяких ваших моделей прекрасно жил». Жил. Тогда. А сейчас надо меняться. Но тяжело и больно, поэтому не хочется
Обсуждаем в группе «Твой тренинг. После работы» https://www.facebook.com/groups/utraining.ru
Материал опубликован в рамках #challenge_50и1#Оргдиагностика #ГТО_для_консультанта#знатьиделать#бизнестренер#бизнестренинг#бизнестренинги