«Управление знаниями», Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи

#challenge_50и1 «Управление знаниями», Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи. Инструмент #51

Именно управление знаниями («knowledge  management»), по мнению этих двух авторов, позволяет японским компаниям захватывать и удерживать лидерство на международных рынках. Они признают, что ни одна японская компания не достигала масштабов американских (ха-ха, «Intel» поплатилась за такую самоуверенность). Но управление знаниями – это обеспечение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Авторы предложили интересную аналогию бизнесу, рассматривая его как игру в регби. Когда вы не знаете заранее, куда отдать передачу. А выпустив мяч, вернуть его в предыдущее состояние уже невозможно. Здесь требуется не формальный подход, а предвидение. Ещё в начале 90-х ХХ века ведущие теоретики менеджмента (Друкер, Куинн, Тоффлер) ввели понятие «знание», «информационное общество», «интеллект, основанный на знании», «работник умственного труда» (т.е., владеющих знаниями) в контексте бизнеса. Что говорить о сегодняшнем дне всеобщей цифровизации и четвертой промышленной революции. «Капитал пляшет под дудку таланта», как писали Нордстем  и Риддерстрале в книге «Бизнес в стиле фанк».

На примере известных компаний («GE», «3М», «Canon» и др.) они рассматривают три  модели формирования организационного знания (формального и неформального):

  1. Сверху-вниз. Присуща американским компаниям и требует харизматичного лидера, сосредоточившего (а иногда и узурпирующего) систему стратегических решений. «Хорошо, когда в Вашей компании есть Билл Гейтс (Джек Уэлч, Марвин Бауэр, Илон Маск). Но не во всякой компании есть свой Билл Гейтс».
  2. Снизу-вверх. Скорее японский подход, подразумевающий инициативу линейного персонала.  
  3. Из центра вверх и вниз. В этой модели в центре событий находятся менеджеры среднего звена

С точки зрения популярных нынче #SoftSkills, неформализованный опыт, невысказанные идеи, скрытые чувства – т.е. неформализованные знания —  и есть ключевой фактор успеха. И сбор, сохранение и передача подобной информации является насущной необходимостью. И обязанностью каждого руководителя. «Обсуждаем в группе «Твой тренинг. После работы» https://www.facebook.com/groups/utraining.ru
Материал опубликован в рамках #challenge_50и1 #SoftSkills #ГТО_для_консультанта#знатьиделать#бизнестренер