«Кривая забывания» Г. Эббингауз.

#challenge_50и1 «Кривая забывания» Г. Эббингауз. Инструмент #18.

«Кривая забывания» или «Кривая Эббингауза» была разработана вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идёт вначале очень быстро.

Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35% от изученного. Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остаётся в памяти и через месяц. И для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.

Другие выводы Эббингауза

«Кривая забывания» – это не единственное, что удалось создать ученому. Он сумел выделить и еще несколько закономерностей. Например, Эббингауз доказал, что осмысленное запоминание намного быстрее механического заучивания. Информация, которая имеет смысл, запоминается примерно в 9 раз быстрее.

Также рекомендуется заучивать текст целиком. Например, не стоит учить стихотворение по строфам — его нужно читать полностью.

Если увеличивать количество повторов в сутки, то скорость запоминания от этого все равно не увеличивается. Не стоит по 20…30 раз перечитывать одно и то же, вряд ли это обеспечит нужный эффект.

Так же если испытуемый знает, что изучаемый материал в будущем ему пригодится, то запоминание происходит гораздо быстрее (!). Т.е. в 1885 году сделал вывод, аналогичный тому, который в 1954 г. вывел Киркпатрик (Инструмент #16).

А еще человек, который получает новые данные, касающиеся его области деятельности, запоминает все гораздо быстрее. Т.к. полученная информация встраивается в уже сформированный в сознании контекст. Между имеющимися знаниями формируются логические взаимосвязи, что позволяет запоминать лучше. А это уже посыл к семи принципам работы мозга Тони Бьюзена.

«Кривая забывания» в работе тренера

Трудно переоценить вклад модели «Кривая забывания» в работу тренера. Собственно, эта работа и построена на особенностях работы мозга при обучении. Если, конечно, вам важен результат и ROEI из модели Киркпатрика. Необходимо понимать, что тренинг не заканчивается собственно проведением тренинга. Особое значение для повышения эффективности обучения приобретает пост-тренинговая поддержка. Продолжительность которой, судя по графику, должна занимать 30 дней.

Да, кстати, вот еще один инструмент  из работ Эббингаузена. Называется  «Интерференция» – смешивание похожих воспоминаний. Если два воспоминания схожи между собой, то старая информация будет мешать воспроизведению новой.  Понимая этот принцип, можно эффективно построить аритмию тренинга. Т.е., если вам нужно запомнить большое количество сведений, то изучение схожего материала нужно разнести по времени (модулям). Чем не руководство для тренера?!

Обсуждаем в группе «Твой тренинг. После работы» https://www.facebook.com/groups/utraining.ru 
Материал опубликован в рамках #challenge_50и1, а также #Обучениеперсонала #ГТО_для_консультанта #знатьиделать #бизнестренер #бизнестренинг #бизнестренинги